Какой экономический урон СССР нанес сухой закон Михаила Горбачева

16 смотр.

Какой экономический урон СССР нанес сухой закон Михаила Горбачева

11 марта 1985 года Михаил Горбачев занял пост генсека ЦК КПСС и стал последним главой тогда еще большой и мощной державы. Свою деятельность он начал с глобальной перестройки системы, одним из первых этапов которой стала антиалкогольная кампания.

Цель антиалкогольной кампании Горбачева

Горбачев сразу взял курс на активное ускорение социально-экономического развития государства и принялся за реализацию антиалкогольной программы, которую начали совместно готовить в ЦК еще при Брежневе. Однако сам Леонид Ильич не считал ее приоритетной задачей и не поддерживал.

Нужно признать, что у Горбачева были самые благие намерения. В одном из интервью он рассказал, что ситуация с массовым пьянством к тому моменту достигла критической отметки. Чуть ли не половина взрослого мужского населения перешагнула черту алкоголизма, пристрастились к рюмке и женщины. Пьянство на производстве, большое количество ДТП, брошенные родителями-алкоголиками на произвол судьбы дети – все эти проблемы требовали незамедлительного решения. И тогда Михаил Сергеевич принял решение бороться с ситуацией кардинально, как говорится, рубанул с плеча.

Глобальные планы и их реализация

16 мая 1985 года Президиум под руководством Горбачева издал указ «Об усилении борьбы с пьянством». Глобальная антиалкогольная кампания резко начала набирать обороты.

Основные пути реализации, ощутимые для населения:

  • повышение цен на алкоголь в 2 и более раз;
  • повсеместное уменьшение количества ликероводочных торговых точек;
  • ограничение времени продажи (исключительно с 14.00 до 19.00);
  • ужесточение наказания за распитие спиртных напитков в общественных местах (в том числе в городских парках, ж/д поездах).

Кампанию развернули с размахом. Повсеместно велась пропаганда здорового образа жизни, безалкогольных свадеб, юбилеев и других праздничных мероприятий. В продаже появилось безалкогольное шампанское, которым предлагали заменять настоящее. Но и на этом перегибы не закончились, это была лишь безобидная вершина «безалкогольного» айсберга.

ЧИТАТЬ:  Зачем СССР и Польша обменялись территориями в 1951 году

Последствия антиалкогольной кампании 1985—1990 гг

Народ не был готов по указу ЦК расстаться с пагубной привычкой и бросить пить. Одновременно с началом безалкогольной кампании Горбачева началось развитие советской эпохи самогоноварения, подпольной торговли спиртом и спекуляции спиртными напитками. Самогоном и водкой из-под полы торговали предприимчивые граждане и таксисты. Из магазинов исчезло основное «сырье» для самогоноварения – сахар, который вскоре начали продавать по талонам, а в ликероводочные отделы выстраивались длинные очереди.

Употребление сомнительного алкогольного суррогата приводило к массовым вспышкам отравлений. Пили технический спирт, одеколон, денатурат и другие опасные вещества, содержащие градусы. Частично «вакуумную нишу» попытались заполнить наркоторговцы – именно тогда начался рост наркомании, ставшей глобальной проблемой.

Но самый большой урон был нанесен виноградникам. По имеющимся данным, было уничтожено около 30% – это на треть больше, чем составили потери во время ВОВ. В Молдавии, в Крыму, на Кубани, на Северном Кавказе были полностью истреблены некоторые уникальные коллекционные сорта винограда, была запрещена селекционная работа. Началась травля талантливых селекционеров, которые посвятили этому всю свою жизнь.

А еще антиалкогольная шоковая терапия нанесла серьезный урон по экономике страны, которая находилась с самого начала перестройки не в лучшем положении.

Положительные результаты или приукрашенные факты?

После старта антиалкогольной кампании на местах радостно рапортовали о росте рождаемости, уменьшении преступности и увеличении продолжительности жизни. Однако на деле выглядело все не совсем так. Именно в те годы начался настоящий разгул криминалитета, так что данные о сокращении преступности правильнее назвать выдачей желаемого за действительное. А рост рождаемости и увеличение продолжительности жизни историки и политологи больше склонны связывать с тем, что людям пообещали красивую жизнь и они поверили лозунгам, воспрянули духом.

ЧИТАТЬ:  Оптическая иллюзия с «голым парнем» поставила в тупик пользователей сети

Подведем итоги

Антиалкогольная кампания ни в одной стране мира не дала ожидаемых результатов. Бороться с пьянством нужно не запретами, а повышением уровня жизни.

источник

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Другие интересные статьи

16 смотр.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × 1 =

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: